link
Сайт Александра Румега  » Статьи  » О свободе и регистрации: для иностранцев в России » Письма и практика (часть I)

Письма и практика, часть первая

Описанные здесь ситуации имели место быть в 2010 году или ранее. Они были разрешены в соответствии с теми редакциями законов, которые действовали в это время. Их решение согласно действующему законодательству может отличаться. Ситуации 2012 года смотрите здесь, а справку по действующему миграционному законодательству – здесь.

  • Ситуация 1. Иностранец по нескольким городам России
  • Ситуация 2. Немец-турист на частной квартире. Февраль 2010.
  • Ситуация 3. Лесорубы-украинцы перебрались в соседнюю деревню и не вернули «корешки»
  • Ситуация 4. Швейцарец путешествует по России: может ли кто зарегистрировать на весь срок?
  • Ситуация 5. Бельгиец в Татарстане у родителей русской жены.
  • Ситуация 6. Лицу без гражданства из Латвии выехать и снова въехать на 90 дней в Россию.
  • Ситуация 7. Из Нидерландов в Самару по приглашению, из Самары на неделю в Питер. Как быть с учётом?
  • Ситуация 8. Группа немцев в неформальном турпоходе на Алтай: становиться ли на учёт и где?
  • Ситуация 9. Литовец с деловой визой по приглашению от московской фирмы: как быть в Татарстане, на Кавказе и в других поездках по России с личными целями?
  • Ситуация 10. Долгие приключения таджички в России. А не стать ли лицом без гражданства?

Ситуация 1 (январь 2010 года).
Иностранец по нескольким городам России

Иностранец приезжает в Россию в г. Санкт-Петербург, один день он будет жить в гостинице (там ему сделают регистрацию на один день).

В гостиницах с этим нет проблем - ему прямо там выдадут отрывную часть бланка уведомления о постановке на учёт, и отметку в нём может сделать сама администрация гостиницы - ч. 7 ст. 22 Закона "О миграционном учёте".

Остальное - это уже проблемы хозяина или администрации гостиницы.

Иностранцу лучше сразу сделать несколько (по числу возможных мест пребывания ксерокопий со своего паспорта и со своей миграционной карты).

Потом он будет путешествовать по России с остановками в разных городах на 1-2 дня. В этих городах он может не делать регистрацию (не вставать на учет), он должен только сохранять билеты. Я правильно поняла?? но при этом желательно иметь выдержки из закона...

Сколько дней он был внутри города - не имеет значения.

Формально имеет значение другое: был ли он не просто в городе, а в одном из этих мест:

Если он прибыл в одно из этих мест, и общее время его пребывания в России - больше 3 дней, то становится на миграционный учёт он должен. В каждом из таких мест, которые выше перечислены, есть свой хозяин или администрация, вот они и должны ставить на учёт.

Иностранец же должен только дать им ксерокопии своего паспорта и своей миграционной карты. Параграф 28 Правил осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ:

28. Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Федеральной миграционной службы, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Федеральной миграционной службы, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина - и копию его миграционной карты.

только копии: ч. 2 ст. 22 Закона об учёте:

2. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

1) иностранный гражданин:

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

ч. 5 ст. 22:

Изъятие принимающей стороной у иностранного гражданина документов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 2 настоящей статьи, не допускается.

Сами оригинальные документы забирать у иностранца не вправе никто, кроме оперативников государственных служб в установленных случаях (проверки, задержания и т.д.). Принимающая сторона даёт иностранцу корешок уведомления с отметкой, а при отъезде - забирает, чтобы отослать в ФМС.

Самому иностранцу лучше делать ксерокопии с этих корешков - хотя это не обязательно делать, но чтоб меньше вопросов было. Билеты тоже лучше сохранять - для того же.

Если же он так и не был ни в одном из мест пребывания (например, ночевал на вокзале или в аэропорту в ожидании следующего рейса) - то тогда он становиться на учёт не может и не должен.

Если возникнут какие претензии к нему по этому поводу, то так и нужно отвечать: "Я ещё не был ни в одном месте пребывания, где можно стать на учёт. А по закону я обязан это делать только после прибытия в место пребывания в течение трёх дней".

Как я уже писал в справке, обязанность становится на миграционный учёт возникает после прибытия в конкретное место пребывания (а не после въезда в страну, область или город), и должна быть выполнена в течении трёх дней после такого прибытия.

Ст. 20 Закона об учёте:

1. Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Постановке на учет по месту пребывания подлежат:

2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;

б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.

 

При таких "исключениях" - в течение одних суток, а не трёх дней. Но в любом случае - после прибытия в конкретное место пребывания.

А когда уже уехал из города - можно при проверках показать ксерокопию корешка уведомления от питерской гостиницы, сказать, что добирается оттуда на перекладных туда-то, приедет - там уже встанет на учёт в гостинице или на квартире. Вряд ли будут допытываться, где сколько времени он был в "транзитных" городах.

Он доедет таким образом до Иркутска. Там он будет пребывать 4-5 дн в гостинице... На учет его поставит сама гостиница..

Разумеется.

Хорошо.... затем он вернется в Москву на самолете и проведет еще 4 дня в Москве, но не в гостинице, а будет снимать квартиру... Что делать в этом случае... Он должен встать на учет и в Москве??

По закону - однозначно да, даже если был он пробыл в московской квартире не 4 дня, а 1 или 2 дня. Он прибыл в жилое помещение, когда время его пребывания в России уже намного больше трёх дней. Значит, в течение трёх дней после этого прибытия - нужно быть на учёте, независимо от того, остаётся ли иностранец в той квартире, или уже съехал.

В Москве частенько проверяют, особенно людей с явно нерусской внешностью. Если на улице спросят документы - можно ещё пытаться отвертеться, говорить, что не прибыл на место пребывания, что ещё ищет жильё по доступной цене, а пока ночует на вокзале и т.д. - но это рисковано, так и задержать могут для выяснения личности и обстоятельств. Если же "застукают" неучтённого иностранца в квартире - то точно влепят штраф и ему, и хозяину квартиры.

Делается постановка на учёт таким же образом: он хозяину квартиры - ксерокопии паспорта и миграционной карты, хозяин квартиры с этими ксерокопиями и со своим паспортом - на почту. Там он заполнит в двух экземплярах бланк, там же работник почты поставит печати и отметки. Отрывную часть бланка - отдать иностранцу на время пребывания в квартире, остальное - отправится ценным письмом в ФМС Москвы. Обойдётся это рублей в 150, если ещё не подорожало (вроде нет): 118 рублей - плата за услугу по приёму уведомления, плюс пересылка письма с объявленной ценностью.

Перед отъездом иностранца из той квартиры - он возвращает корешок хозяину, себе оставляет ксерокопию. А в срок два дня после отъезда иностранца хозяин квартиры должен этот корешок принести опять на почту, и тоже ценным письмом отправить в ФМС Москвы, чтоб иностранца сняли с учёта. Если делать не на почте, а в районном органе ФМС (обычно при райотделе милиции - бывший паспортный стол теперь стал этим) - тогда можно и не платить эти деньги, но там могут быть большие очереди и очень неудобное время приёма.

Затем он вернется в Санкт-Петербург и останется там на 1,5 недели... Могу ли я, студентка с временной регистрацией в студенческом общежитии, быть принимающим лицом для иностранца??

А вот на этот вопрос я не нашёл однозначного ответа ни в законе, ни в постановлении о миграционном учёте... С одной стороны, нигде не сказано, что принимающая сторона - это обязательно собственник помещения, и только в своём собственном помещении можно поставить на миграционный учёт иностранного гражданина.

Как я понял, нужно будет указывать для себя - адрес постоянного места жительства, для иностранца - адрес общежития, которое будет его местом пребывания. Но могут возникнуть вопросы по поводу того, что общежитие - не Ваше, что только владелец общежития может разрешать или не разрешать поселение в нём, и т.п.

Если даже на почте или в ФМС Вам удастся подать такое уведомление, то могут потом быть вопросы к иностранцу - вроде "на каких основаниях он проживает в общежитии вуза, не являясь студентом?". А так как закон этот вопрос однозначно, похоже, не разрешает, толковать его могут и так, и так.

и скорей всего он будет снимать квартиру, а не жить в моем общежитии..

Ну тогда что мешает хозяину той квартиры сходить на почту и послать уведомление? Каким образом это делается, я выше уже написал.

У меня следующий вопрос.. могу ли я сразу в день приезда иностранца в СПб отправить по почте в ФМС уведомление о его прибытии для того, чтобы не делать регистрацию в Иркутске и в Москве??

Да, можно его поставить на учёт по месту пребывания по адресу в Санкт-Петербурге, но это не даёт право пребывать в других квартирах и прочих местах пребывания (что считается местом пребывания - см. выше).

И если он потом будет жить (и, соответственно, становится на учёт) в гостиницах (а в нормальной гостинице иностранцу и не разрешат быть без постановки на учёт) - то лучше не делать ему учёт по месту пребывания в СПб на всё время его поездок по России. ФМС-ники в своей единой сетевой базе данных быстро это увидят - что стал на учёт в гостинице в Иркутске, а с учёта в Санкт-Петербурге так и не был снят в положенные два дня после убытия. Соответственно, будет штраф или ему, или тому, кто ставил его на учёт в СПб.

Другое дело, если бы он стал на учёт в СПб на всё время, а потом только путешествовал по РФ, не останавливаясь в местах пребывания (или останавливаясь где-нибудь в деревнях, в которых вряд-ли будут проверять) - тогда да, хорошо, если есть корешок уведомления о постановке на учёт где-нибудь, чтоб меньше вопросов при проверках документов в пути было.

Александр, спасибо большое за Ваш ответ... Вы разложили всё по полочкам...

Пожалуйста.

а Вы отвечаете на такие вопросы бесплатно или Вам это как-то оплачивается?

Бесплатно. Просто мне довелось ставить на миграционный учёт одного ирландца, тогда я разбирался со всем этим... и потом написал статью-справку.

в оглавление

Ситуация 2 (февраль 2010 года)

Еду с мужем – немцем к моим родителям домой. У него – туристическая виза, так как «гонять» своих стариков по МВД

Сейчас за приглашением уже не в МВД, а в ФМС.

по 5 раз за приглашением, чтобы получить частную визу даже не собираюсь, в последний раз папа аж в больницу с сердцем загремел.

Вот тут место на место и раз на раз не приходится... Где-то в ФМС удаётся приглашение оформить за один день, где-то очереди побольше и с первого раза не попасть.

Я не знаю, каково с этим сейчас в Набережных Челнах, т.к. живу в Ростове-на-Дону.

А в Посольстве мне потихоньку по телефону сказали, что, мол, не могут выдать частную визу без приглашения – несовершенна процедура и посоветовали делать туристическую – идиотство !!!

В Посольстве по закону правы - выдать обыкновенную частную визу в РФ без оформленного приглашения нельзя. Тут дело не в "несовершенстве процедуры", тут действует "Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы", утверждённое постановлением Правительства РФ от 9.07.2003 № 335.

Пункт 28 этого положения однозначно устанавливает, что:

Обыкновенная частная виза выдается на срок до 3 месяцев иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию с гостевым визитом на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, либо юридического лица. Обыкновенная частная виза выдается также иностранному гражданину в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника. Обыкновенная частная виза может быть однократной или двукратной.

Если приглашение не оформлено, если "просто так приехать в Россию", то посольство может выдать только обыкновенную туристическую визу сроком на месяц. Для получения визы другого вида нужны подтверждения цели приезда: учебная виза - приглашение от вуза, рабочая - приглашение на работу, и так далее.

Регистрироваться будем по почте, но по печальному опыту останавливающихся в провинции знаю, что после получения документов наша любимая милиция звонит на квартиру и требуют прийти, чтобы «растолковать», что мы нарушаем КОАП 18.8 «несоответствием цели поездки».

Вот эта самая статья:

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Т.е. не соответствовать цели въезда может только деятельность или род занятий, а не место пребывания. То, что делать, а не то, где быть.

Например, если приехал по туристической визе - и пытается устроится на работу, приехал как студент по учебной визе - но к занятиям в вузе так и не приступил, а вместо этого занялся чем-то другим (например, на барахолке торговать стал или попрошайничать).

Есть фотоаппарат - сделайте несколько снимков чего-нибудь красивого по пути, чтобы показать милиционерам, что туристические достопримечательности (а хоть какие-нибудь они найдутся везде!) действительно вас интересуют 8-).

Будут продолжать настаивать, что турист в квартире - уже не турист, тогда сошлитесь на ч. 2 ст. 18.8, что не соответствовать цели поездки может только деятельность, а не место; что ничем таким, чего туристы не должны делать (работать, заниматься бизнесом, пропагандировать учения и идеи, агитировать за партии и кандидатов и так далее) - вы в России не занимались и не собираетесь заниматься. И что турист может свободно выбирать любое место пребывания и встать там на учёт по закону. А по какому закону турист обязан пребывать только в гостиницах? Только спокойно, спокойно, без возбуждения и ругательств.

Если менты будут продолжать лепить штраф, тогда остаётся следующее сказать: что ж, выписывайте квитанцию, как положено по закону, мы это будем и в суде обжаловать, и в посольство Германии отправим копию квитанции и письмо с объяснением этой ситуации, очень сомнительной как по российским, так и по международным законам. Обычно в отношении немцев, англичан и других западных европейцев российские менты, ФМС-ники и таможенники не позволяют себе так наглеть, как в отношении таджиков, узбеков, китайцев, вьетнамцев и прочих "чурок-гастарбайтеров". Понимают: эти страны притеснения своих граждан так не оставят, а доводить дело до международного разбирательства - это запросто своё же начальство под неприятности подставить, а там и самому недолго вылететь со службы.

Доказать, что мы в Набережных Челнах приехали только к родственникам они не могут,

Разумеется.

так же как и я не могу доказать, что он осматривает в нашей дыре редкие достопримечательности.

Интересное везде найдётся, у каждого места своя история. Сфотографировать, рассказать - может, и этого хватит.

Знаю, что в столицах по таким вопросам даже не тревожат, но у нас…

И у нас в Ростове-на-Дону таких проблем у меня не возникло, и я не слышал, чтоб у кого-то такое было...

Так вот вопрос – как вести себя если всё таки будут навязывать административное правонарушение

См. выше.

и какую бумажку просить в МВД если мы докажем свою правоту, ведь они могут просто втихушку его в базу не внести и у нас возникнут проблемы при выезде.

Вы на какой срок едете в Россию?

Мы едем то всего 9 дней,

Тогда сохраняйте копии отрывной части уведомления и почтовых квитанций, как я писал - сведения о снятии с миграционного учёта (или даже о постановке на него) могут не успеть внести в государственную информационную систему миграционного учёта к моменту выезда.

Вносить данные в ФМС-ную БД будут не те милиционеры, что придут на квартиру проверять, а сотрудник областного ФМС, получивший ценным письмом уведомление от приглашающей стороны.

Ничего в МВД просить не надо, да и не дадут больше ничего временно пребывающему иностранцу, кроме миграционной карты и отрывной части бланка уведомления.

На почте хозяин квартиры получит:

1. Квитанцию об отправке ценного письма в ФМС и (возможно) свой экземпляр описи вложения в это письмо.

2. Отрывную часть бланка уведомления - с отметкой-печатью работника почты.

 

Вашему мужу-немцу при любых проверках в Набережных Челнах нужно показывать три документа:

1. паспорт

2. миграционную карту

3. эту самую отрывную часть

 

Когда отрывную часть придётся вернуть хозяину квартиры, чтоб тот отослал её почтой в ФМС для снятия с мигр. учёта - перед тем сделать ксерокопию обеих сторон и далее (вплоть до таможни на выезде) предъявлять эту ксерокопию. В Вашем сложном случае советую брать с собой так же ксерокопии с почтовой квитанции об отправке ценного письма.

Что не внесут в базу? Когда на въезде в РФ ему будут выдавать миграционную карту, то там на компьютере пограничника всё внесут: данные паспорта, данные визы, данные миграционной карты, время въезда, сроки пребывания и другие. Незаконный въезд в РФ не пришьют.

Если погранцы на выезде скажут, что в базе нет сведений об учёте по месту пребывания (или, по старой привычке, скажут, что о регистрации) - показать копию корешка и сказать, что отправлено было почтой в такое-то управление ФМС, а если не дошло или сотрудник ФМС ещё не внёс данные в БД - так на это нужно время. Будут сомневаться в подлинности уведомления - можно показать копии почтовых квитанций, что это действительно отправлялось по этому адресу.

Если и этого будет мало - сказать, что если вы нас обвиняете в подделке документов или в незаконном пребывании в той квартире, и на этом основании задерживаете, я звоню в посольство, пусть консульский отдел разбирается, законно ли меня задержали. Если задержания по закону нет - тогда вы не имеете права не давать мне вернуться в мою родную страну.

нас таких подружек с иностранными мужьями - штук 10 наберется - кто был последний раз по туристической визе - орали в ФМС (извиняюсь, у нас МВД и ФМС в одном здании - попутала), брали штраф и грозились выдворить из страны раньше срока.

На самом деле законы РФ временно пребывающего с обыкновенной туристической визой не только не обязывают пребывать в гостинице, но и прямо устанавливают свободу выбора места пребывания. Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":

Статья 11. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации

1. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

3. Иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением ограничений, предусмотренных пунктом  1 настоящей статьи.

Закон "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации":

Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета

1. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

2. В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:

1) в пограничной зоне;

2) в закрытых административно-территориальных образованиях;

3) в закрытых военных городках;

4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;

5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;

6) в зонах экологического бедствия;

7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

8) в зоне проведения контртеррористической операции;

9) в период мобилизации и в военное время;

10) в иных случаях, установленных федеральными законами. 

3. Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.

У иностранного туриста могут быть родственники или знакомые в РФ, и один из них может быть принимающей стороной, п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учёте:

сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

Теперь мы будем первопроходцами. Я Вам напишу, как в итоге получилось, когда приедем - в середине марта.

Конечно, пишите. Жду с нетерпением.

Ах, ну как приятно, как приятно !!! Спасибо Вам, родной человек, вот это я понимаю соотечественник !!! Дай Бог Вам и Вашим близким здоровья и всего, чего Вас хочется.

Хорошо, спасибо.

Мы сегодня ходили на наш Главпочтампт - хотели как белые люди встать на учёт - не тут то было - на почте от УФМС лежит памятка, по которой почтовики имеют право принимать уведомления исключительно от граждан СНГ - всех остальных отправляют в местное УФМС. Подскажите насколько правомерны такие действия со стороны УФМС? Нигде в законе нет различия иностранцев на СНГ и нет, насколько я правильно понимаю - это нарушения правил человека?Есть ссылка в законе на обязанность приёма уведомлений в почтовых отделениях? Я что то искала - не нашла.

Да, различий между СНГ и не-СНГ нигде нет. Могут быть разные порядки для прибывших по визе и для безвизовых (а безвизовый режим у РФ не только с СНГ, но и с Турцией, Перу и ещё рядом стран).

Но миграционного учёта по месту пребывания эти различия не касаются. Дискриминацию иностранцев в правах и обязанностях может вводить только федеральный закон или международный договор, а не местные акты Татарстана.

 

Закон "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", ст. 3, 4:

Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации

Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Закон о миграционном учёте, ст. 22

Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания

1. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.

2. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

1) иностранный гражданин:

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:

а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

5. Изъятие принимающей стороной у иностранного гражданина документов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 2 настоящей статьи, не допускается.

6. Прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания органом миграционного учета и организацией федеральной почтовой связи осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Размер платы за указанные услуги почтовой связи устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.

Правила миграционного учёта, утверждённые постановлением правительства РФ от 15.01.2007 № 9:

21. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).

22. Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.

Наконец, Административный регламент ФМС, утверждённый приказом ФМС от 06.07.2009 № 159

Прием и рассмотрение материалов для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания (снятие с учета по месту пребывания)

52. Основанием для начала предоставления государственной услуги является получение непосредственно от принимающей стороны или иностранного гражданина, а также посредством почтовой связи территориальным органом ФМС России уведомления о прибытии с приложением всех необходимых документов.

Даже на своём официальном сайте УФМС Республики Татарстан http://ufms.tatar.ru/ написало на странице по ссылке http://g2p.tatar.ru/rus/migruchet.htm

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, подлежат постановке на миграционный учет. Постановка на миграционный учет осуществляется либо непосредственно в территориальном органе ФМС России либо в отделение почтовой связи, на территории обслуживания которого находится принимающая сторона. Все процедуры по постановке на учет и снятию с учета возлагаются на принимающую сторону. В качестве принимающей стороны может выступать любое физическое или юридическое лицо (любой российский гражданин либо организация).

На каком основании такая памятка на Главпочтампте, совершенно непонятно. И обычно эта услуга оказывается в отделении связи по месту принимающей стороны, а не на Главпочтамте города.

Двусмысленость слов "может" и "либо" в нормативных актах? Что это всё можно понимать и так, что принимающая сторона может направлять уведомления как почтой, так и непосредственно в территориальный орган ФМС по своему выбору... а в Татарстане понимают так, что УФМС может решать, от кого принимать уведомления по почте, а от кого - только лично?

Скорее всего, это неправомерно. Но разбираться с почтой и ФМС - это долго может тянуться. Это нужно писать заявление на имя начальника почтового отделения с требованием указать основание отказа в предоставлении услуги (конкретный федеральный или республиканский нормативно-правовой акт, приказ начальника УФМС - памятка от УФМС таковым не является и сама по себе никого не может обязывать), и предоставить копию этого акта. Потом заявление тому начальнику республиканского УФМС, чья подпись стоит под таким распоряжением, потом и до суда дело может дойти, и далее - овчинка выделки не стоит.

Я буду благодарна вам за быстрый ответ, завтра в 9 утра пойдём в ФМС, где на нас, я почти уверена, будут орать - но я, благодаря Вашим рекомендациям, уже подготовлена.

в оглавление

Ситуация 3

Граждане Украины въехали на территорию РФ с целью работы. Были поставлены на учет по месту пребывания. Разрешения на работу первичные (до истечения 90 суток) получены.

Тут всё правильно. Нужно ещё им (если этого ещё не сделано) с разрешениями на работу и миграционными картами в ФМС - тогда в карте поставят отметки, что разрешено пребывание и свыше 90 дней - на время работы, но не более чем на год (потом продлевать).

После этого выехали из одной деревни, в которой поставлены на учет по месту пребывания, в другую деревню. Обе деревни находятся в одном районе Архангельской области. С учета в первой деревне не снялись, но фактически ночевали в другой деревне этого же района, а днем работали в лесу (лесорубы). УФМС штрафует принимающую сторону, то есть хозяина того дома, где изначально были поставлены на учет. Правомерно ли?

К сожалению, да, нарушение закона здесь есть. Даже в одной и той же деревне два соседних дома, которые разным хозяевам принадлежат - это два разных места пребывания.

Вот если бы они заночевали где-нибудь в лесу на заимке или в палатке, тогда предъявить им нечего - то не место пребывания, то просто "место нахождения", в котором постановка на учёт невозможна и не требуется.

Дальнейшее зависит от того, вернули ли они отрывные части своих уведомлений о прибытии хозяину своего прежнего места пребывания или забрали с собой, и сколько времени прошло с тех пор, как они покинули тот дом, где были поставлены на учёт по месту пребывания.

ч. 2 ст. 23 Закона об учёте:

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.

 

п.п. 39 - 41 Правил учёта:

39. При убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

40. При получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета. Документы, предусмотренные подпунктом "в" пункта 37 настоящих Правил, подлежат возврату, а их копии приобщаются к соответствующим учетным документам.

41. При направлении отрывной части бланка уведомления о прибытии почтовым отправлением выполнение принимающей стороной действий для снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина подтверждается квитанцией об отправке почтового отправления.

 

Если украинцы с прежнего дома съехали - то они должны при отъезде вернуть принимающей стороне - хозяину дома - отрывные части уведомлений о прибытии.

Если украинцы вернули "корешки" уведомлений - хозяин дома должен в течение двух дней со дня их убытия отправить эти уведомления в ФМС по почте ценным письмом либо отнести лично. Это его обязанность по закону о миграционном учёте.

Что делать принимающей стороне, если иностранец "сбежал" с отрывной частью уведомления, вместо того, чтобы вернуть её принимающей стороне, как положено - ни закон об учёте конкретно не устанавливает, ни правила учёта не разъясняют.

В таких случаях хозяину дома остаётся разве что в течение тех же двух дней хотя бы позвонить в ФМС, или направить туда своё заявление о том, что такие-то иностранные граждане не вернули ему отрывные части бланков уведомлений и скрылись в неизвестном направлении. Тогда ещё возможно всю вину за нарушение правил миграционного учёта переложить на самих иностранцев - штрафы будут им за неисполнение обязанности по миграционному учёту - обязанности отдать принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления перед убытием из места пребывания.

Такая обязанность хоть и не указана прямым текстом, но ясно подразумевается - раз эта самая отрывная часть вначале должна быть выдана иностранцу, а потом принимающей стороной отправлена в ФМС. Значит, иностранец обязан её вернуть перед убытием. В то же время, закон не разрешает принимающей стороне какие-либо насильственные действия против "иностранных беглецов" - вроде выслеживать, преследовать, ловить, задерживать, обыскивать, ещё каким-то образом заставлять вернуть отрывные части бланков уведомлений. По общему понятию вины и ответственности, вовремя заявивший об этом хозяин дома не может быть признан виновным в правонарушении.

А если иностранцы отбыли на новое место пребывания, и в течение двух дне после этого принимающий их хозяин не сделал ничего - ни отнёс отрывные части в ФМС лично сам, ни направил их по почте, ни заявил о том, что иностранцы "сбежали с этими бумагами" - тогда да, штраф ему будет.

Вопрос: как было в конкретном случае? Украинцы взяли с собой отрывные части бланков уведомлений и ушли с ними в другую деревню? После этого ухода и до того, как их накрыли ФМС-ники - сколько дней прошло? Были ли свидетели того, когда и как они покидали свой прежний дом? Заявлял ли принявший их хозяин что-либо в ФМС об их внезапном убытии?

От этого зависит, реально ли будет оспорить штраф в суде.

Второй вопрос: имеет ли право УФМС оштрафовать в этой ситуации организацию, с которой у граждан Украины заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг (не трудовой договор!). Например, за нарушение установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации или неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

В данном случае нет - эта организация не была принимающей стороной, не подавала уведомления о прибытии иностранцев от своего лица. Оштрафовать за нарушения правил миграционного учёта могут самого иностранца и(или) принимающую сторону, но не третьих лиц, какие бы договора с иностранцами-нарушителями они ни заключали. Именно за нарушения правил миграционного учёта оштрафовать организацию нельзя, а были ли нарушения закона по части использования иностранной рабочей силы - это уже отдельный большой вопрос.

Бывают случаи, когда работодатель является одновременно и принимающей стороной для работников, и тогда от имени его (юр. лица или предпринимателя) отправляются в ФМС уведомления о прибытии. Но в описанном Вами случая, насколько я понял, это не так.

Спасибо за ответ. Все понятно. В общем, так я и предполагала. По сути, граждане Украины по своему желанию перебрались в другую деревню, с учета не снялись, прежней принимающей стороне ничего не сказали.

Сами сняться с учёта они и не могли - по закону их должна снимать с учёта прежняя принимающая сторона, которой они должны вернуть отрывные части уведомлений.

Исключение может быть

При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

(ч. 3 ст. 22 Закона об учёте).

 

Это относится к постановке на учёт - таких же правил для снятия с учёта ни Закон, ни Правила учёта не прописывают. Опять "подразумевается" или "по аналогии"...

Если тот хозяин дома сможет подтвердить (документами или свидетелями), что по уважительным причинам он в то время не мог быть у себя дома, не мог видеть убытие иностранцев или не мог никак отправить в ФМС отрывные части бланков или заявить об отъезде иностранцев - тогда ещё есть шанс избежать штрафа.

Если же нет, если окажется, что он был дома, пропустил два дня после отъезда украинцев, ничего не делая - тогда не знаю, что ещё тут можно сделать... 8-(

Уже есть результат подобных передвижений. Гражданам Украины УФМС настоятельно рекомендовала поменять место учета, что они и сделали, а на прежнюю принимающую сторону составила протоколы и 18 февраля рассмотрит. Вот так.

Это результат того, что хозяин дома не знал, что нужно делать при внезапном "передвижении" принятых им граждан Украины... Незнание, как известно, не освобождает...

в оглавление

Ситуация 4

Если у вас есть возможность объяснить мне следующее: мой муж бельгиец, прошлый год мы приезжали к родителям (Татарстан в небольшом городке живут)на две недели и не ставили его на учет. Сейчас мы снова на две недели и насколько это необходимо? Является ли это нарушением закона если он приедет навестить семью жены без становления на учет?

Если Ваш муж будет пребывать у Ваших родителей в их жилом доме или квартире, то это будет нарушением закона - как для него (не встал на миграционный учёт в срок три дня после прибытия в место пребывания), так и для одного из Ваших родителей - принимающей стороны (принимающая сторона, допустившая поселение иностранца без постановки на учёт).

Последствия могут быть в том случае, если сотрудники МВД или ФМС будут так или иначе проверять и обнаружат бельгийца в том доме или в квартире. Если не было свидетелей или иных подтверждений того, что он прибыл в конкретную квартиру/дом более чем три дня назад - можно попробовать "отвертеться", сказать им, что гость прибыл только вчера и что завтра же принимающий пойдёт на почту или в УФМС и поставит иностранца на миграционный учёт. Хотя, конечно, это скандально и рискованно, так сказать. И, конечно, тогда уж точно нужно будет ставить на учёт - иначе Вашему мужу будет штраф от двух до пяти тысяч рублей (с выдворением или без) за нарушение правил миграционного учёта, одному из Ваших родителей - штраф от двух до четырёх тысяч за "неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета".

Если же повезло, и по месту пребывания не "застукали" (а в маленьких городках редко кто проверяет) - тогда после отъезда и до таможни, если при проверках документов спросят, где проживал и потребуют показать копию корешка - тогда можно отвечать, что все места, где был - садовые домики, вокзалы, палатки (см. подробнее в моей статье) - не были местами пребывания и стать на учёт там было нельзя, а в месте пребывания так и не был за всё время поездки в Россию.

Я много езжу,но для меня было всегда достаточно миграционной карты. Зная как все у нас делается долго и бюрократично и могут испортить весь отдых, я думаю, что может я одна поеду домой.

Вы тоже не гражданка России? Вам просто везло, что в тех местах, которые являются местами пребывания, никто из миграционщиков Вас не засёк и тем более не смог найти доказательств того, что Вы пребываете там уже более трёх дней. Что говорить в других местах - см. выше.

Здравствуйте Александр! Прежде всего,спасибо за полный ответ? Можно еще вопрос: по почте отправлять в местное УФМС или в столичное?

Это лучше спросить в почтовом отделении, т.к. в зависимости от адреса постановки на учёт могут быть разные территориальные органы ФМС. У нас в Ростове-на-Дону все такие письма направляются в УФМС по Ростовской области.

Такое уведомление не отправляется простым письмом, которое можно бросить в ящик. Оно отправляется ценным письмом и запечатывается уже на почте. Принимающий должен принести на почту:

* свой паспорт (подлинник)

* ксерокопию паспорта иностранца (главной страницы с фотографией, именем и др. личными данными и страницы с действительной российской визой).

* ксерокопию обеих сторон миграционной карты иностранца.

Уже на почте нужно заполнить бланк уведомления о прибытии в 2 экземплярах. Потом оператор ставит на них штампы и подписи, отдаёт принимающему отрывную часть одного из них (на ней должен стоят штамп о постановке на мигр. учёт). И лишь затем ценное письмо закрывается, опечатывается сургучом, взвешивается и отправляется в терр. орган ФМС. Работающий на почте оператор, оказывающий такую услугу, правильный адрес терр. органа ФМС должен знать. Услуга эта стоит по тарифу 118 рублей, плюс конверт и пересылка ценным письмом - всего примерно 150 рублей.

в оглавление

Ситуация 5

Иностранец, точнее Швейцарец едет с 27 июня по 30 июня в Питер, потом на поезде до Краснодара и остаётся в Краснодаре до 17 июля. Регистрационные офисы говорят, что надо регистрировать 2 раза, в Питере и в Краснодаре. А я думаю, что если поезд не является местом пребывания и если он в Питере находится меньше трёх рабочих дней, то можно же его зарегистрировать только в Краснодаре?

Это зависит от того, где конкретно в Питере он планирует провести эти три дня - полные или неполные.

Если будет останавливаться в гостинице, санатории, базе отдыха или в другом подобном учреждении - становиться на миграционный учёт надо, но там с этим нет проблем - сразу при поселении и предоставлении номера учреждение оформляет миграционный учёт иностранного гражданина. Делается это там за несколько минут, никуда больше ему ходить не надо. В нормальной гостинице иностранцу без постановки на миграционный учёт и не разрешат поселяться.

Если на частной квартире, то в общем-то по закону хозяин квартиры должен ставить его на учёт, как я написал в статье. Так как не подлежат учёту по месту пребывания "...иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания" (п. 5 ч. 6 ст. 20 Закона "О миграционном учёте...").

Т.е. освобождаются от миграционного учёта те, кто прибыл на срок не более трёх дней в Россию, а не в конкретную квартиру или населённый пункт. Но, с другой стороны, хозяин квартиры обязан оформить и отправить уведомление о прибытии иностранного гражданина не позднее трёх рабочих дней со дня прибытия гостя в эту квартиру (п. 2 ч. 3 ст. 20 закона об учёте). Т.е. во время пребывания швейцарца на квартире в Питере, если вдруг сотрудники МВД или ФМС придут с проверкой туда, нужно им сказать: на учёт ставить иностранца будем, в эту квартиру он прибыл тогда-то, три рабочих дня ещё не прошли. А потом... мала вероятность того, что ФМС узнает о том, что швейцарец в той квартире был, уже после его отъезда. Ну а так для надёжности хозяину квартиры можно сходить на почту, поставить гостя на учёт.

Если все эти дни проведёт на вокзалах, на улицах, в транспорте - становиться на учёт не обязан, поскольку прибытия на место пребывания ещё не было.

Или будут проблемы при переезде на поезде?

Поезд не является местом пребывания, стать на мигр. учёт в нём нельзя. При покупке билетов и посадке на поезд предыдущие места пребывания не смотрят. Проблем в поезде возникнуть не должно. Единственное, что может быть - если в пути будут проверять документы сотрудники МВД или ФМС (на вокзале, прямо в поезде, в автобусе, ещё где-то), и спросят, почему не зарегистрирован или почему не встал на учёт - нужно сказать, что к месту пребывания в Краснодаре добираюсь на перекладных, доеду - встану на миграционный учёт в срок три дня, как положено, а до сих пор ещё не был ни в каком помещении, ни в каком месте, где можно стать на учёт.

Или может быть Вы знаете фирму в Питере, которая сможет зарегистрировать на всё время пребывания в России?

Во-первых, сейчас в России временно пребывающих иностранцев (а он при таком коротком сроке может быть только временно пребывающим - другого статуса не получит) не регистрируют, а ставят на миграционный учёт. Это разные вещи, как я писал в статье. В частности, отметки о регистрации в миграционную карту не поставят, но и претензии по поводу их отсутствия неправомерны. Могут дать только ксерокопию отрывной части уведомления.

Во-вторых, того, о чём вы говорите, по действующему закону не сможет сделать ни одна фирма. Потому как ставить на миграционный учёт может только принимающая сторона, а ею может быть только хозяин/администратор того места, где будет пребывать иностранец - гостиницы, квартиры, дома, учреждения, кемпинга или другого. Чтобы одна фирма была владельцем всех мест, где он будет останавливаться - такое вряд ли.

Возможно поставить на мигр. учёт на весь срок по адресу в Питере, но это не поможет в Краснодаре. Если застанут с оригиналом отрывной части уведомления о прибытии в Питер на квартире в Краснодаре - так могут влепить штраф уже за то, что перед отъездом не вернул отрывную часть принимающей стороне. И питерской принимающей стороне штраф будет тоже.

У меня последний вопрос. Я думаю, что проще всего поставить на учёт в Краснодаре, чтобы 2 раза не снимать с учёта. Мы решили остановиться на квартире у моей знакомой.

Тогда ей брать нужно ксерокопии паспорта и миграционной карты швейцарца, как я уже написал, и идти ставить его на учёт на почте или районном отделе ФМС.

Но при возможной проверки в поезде МВД или ФМС увидят же штамп в паспорте, что он прилетел 3 дня назад и что он эти дни провёл на вокзалах, улицах и т.д Вы сами понимаете, они не поверят. Как это по Вашему мнению лучше аргументировать

Ну почему же обязательно не поверят? Прилетел в Санкт-Петербург, направляется в Краснодар поездом. Прямой пассажирский поезд от Питера до Краснодара едет около двух суток, если с пересадками - то и более. Да плюс "неудобные совпадения" расписаний самолётов и поездов, долгие ожидания, задержки, опоздания, ночёвки на вокзалах и в аэропортах - это всё обычное дело в огромной России. Что дорога займёт больше трёх дней - ничего удивительного.

Аргументировать можно только этим - по закону должен встань на учёт в срок три дня после прибытия на место, а не после въезда в страну, а до места ещё не добрался. Билеты ещё можно показать на все транспорты, которыми ездил по пути. Можно спокойно спросить: а почему Вы так уверены, что я обязательно был в Санкт-Петербурге в какой-нибудь гостинице или квартире? Сколько вот путешественников и командированных на перекладных добирается, на вокзалах и в поездах по много ночей ночует?..

Если ФМС-ники всё рано будут "лепить" штраф за пребывание без постановки на миграционный учёт, тогда остаётся только сказать: что ж, выписывайте протокол и квитанцию, как положено, я их копии в посольство моей страны перешлю с заявлением об этой странной и сложной ситуации, а там, может быть, через суд обжаловать будут.

Другой вариант - сказать, что в СПб был поставлен на учёт и потом снят с учёта, отрывную часть бланка уведомления вернул, а ксерокопию себе не сделал. А временно пребывающим никакие отметки об учёте ни в паспорт, ни в визу, ни в миграционную карту сейчас не ставят - только корешок уведомления, да и тот надо вернуть перед отъездом с прежнего места. Правда, есть риск, что ФМС-ники попробуют это проверить через несколько дней по своей сетевой базе данных, но он невелик, если только конкретный швейцарец не вызывает у них "особый интерес" по каким-то причинам.

А если и реально был поставлен на мигр. учёт в Питере - так перед отъездом нужно снимать с учёта. Единственное, что может остаться - ксерокопия отрывной части уведомления, и всё. Во время проезда поездом от СПб до Краснодара он в любом случае не будет на миграционном учёте. "Зарегистрировать" на время дороги не получится никак.

Ещё раз спасибо и удачного дня!

И Вам удачного дня!

в оглавление

Ситуация 6

С интересом прочитала на сайте Вашу юридическую справку. Меня волнует один вопрос, может быть Вы сможете мне помочь. Я житель Латвии, без гражданства. Нахожусь в Санкт-Петербурге, ухаживаю за 92-летней бабушкой. Спустя 3 месяца обязана выехать из России. Можно ли мне выехать через границу России и сразу же въехать снова? Будет ли заново отсчитываться 3 месяца пребывания на территории России?

Да, можно. 90 дней пребывания будут отчитываться снова. Так одна моя знакомая гражданка Украины делала - выезжала из России на Украину всего на несколько часов - и потом обратно в Россию. Именно чтобы "отметиться" на таможне. При выезде таможенники у неё забирали миграционную карту, при въезде обратно в РФ - выдавали новую миграционную карту с новой датой въезда, и отсчёт 90 дней начинался по новой.

Ваш случай сложнее тем, что Вы не гражданин государства, с которым у РФ договор о безвизовом въезде, а лицо без гражданства - но если Вам был разрешён въезд в РФ в порядке, не требующем получения визы, в тот раз - то точно так же должно быть и при новом въезде.

Если только этот порядок для ЛБГ вдруг не изменился за недавнее время - это мне ещё нужно выяснить. Какой у Вас основной документ, удостоверяющий личность лица без гражданства - вид на жительство, паспорт негражданина, временная справка, удостоверение беженца, переселенца или какой-то другой документ, по которому Вы въехали в Россию? И какого государства этот документ?

в оглавление

Ситуация 7

Я живу в Самаре. Мой супруг подданный королевства Нидерландов и приедет ко мне в мае по частному приглашению от меня. С этим вопросов нет. Но вопрос у меня в Вам будет такой (кстати, задавала его троим сотрудникам ФМС и каждый раз получала разные ответы, общее у них было "спросите кого-то еще, я с этим не сталкивался" : У мужа будет российская виза. В приглашении я указала только один пункт назначения "Самара", муж хочет на неделю съездить со мной в Питер (туристическая цель). Нужно ли мне будет его снимать с учета в Самаре, ставить на учет в Питере, а потом снова ставить на учет в Самаре (в общей сложности получится неделя в Самаре - неделя в Питере - неделя в Самаре)?

В Питере он же будет находиться в местах пребывания - гостиницах, квартирах, иных помещениях, где нужно становиться на миграционный учёт? Тогда - да.

Особенно если в гостиницах. Там иностранца ставит на учёт по месту пребывания администрация гостиницы сразу при поселении (без этого поселяться не разрешат). И если с учёта в Самаре он ещё не снят, а в питерскую гостиницу прибыл и там на учёт его поставили - это уже прямое нарушение правил миграционного учёта. Причём ФМС его может выявить за несколько дней - т.к. вся информация о миграционном учёте всех иностранцев в России у них хранится на одном компьютере-сервере (сетевая база данных).

Я читала все ссылки, но так и не получила однозначного ответа. К тому же один сотрудник ФМС мне сказал, что иностранец "не имеет права покидать пределы того территориального округа в котором поставлен на учет". Вот. Но я, не имея юр. образования, рассуждаю так: что виза выдается на въезд в страну, а не в конкретный город. Как быть?

Он, возможно, перепутал с временно проживающими и(или) получившими разрешение на работу. А Ваш муж будет временно пребывающим в РФ.

Для временно пребывающего имеет значение конкретное место пребывания и его смена. Формально даже если в соседний дом перебираться или в другую гостиницу в том же городе - уже нужно снимать/ставить на учёт. А вот если правильно становиться на мигр. учёт - никаких ограничений для перемещений по всей России нет, кроме закрытых для иностранцев зон и т.п. территорий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 11. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации

1. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

3. Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением ограничений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

 

Александр, благодарю за оперативный и исчерпывающий ответ. Сейчас мне все понятно.

в оглавление

Ситуация 8

Я сейчас нахожусь в Германии, и тут у меня есть группа друзей (8 человек) иностранцев, которые хотели бы сходить в поход на Алтай. Не могли бы вы подсказать, как наилучшим образом оформить для них визу?

Реальных вариантов три: обыкновенная туристическая виза для каждого, обыкновенная туристическая групповая виза одна на всю группу, обыкновенные частные визы каждому.

Туристические визы - срок один месяц, для их получения нужен надлежащим образом оформленный договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность.

Частные визы - срок три месяца, нужны приглашения от граждан РФ или постоянно проживающих в России иностранцев, оформленные в территориальных органах ФМС.

Только по паспорту, заявлению и оплате визового сбора никакую российскую визу получить, к сожалению, нельзя. Другие виды виз - если и возможно, то ещё дольше, сложнее и дороже.

Мы собираемся провести два дня в Москве (прямой рейс Берлин - Москва),

В Москве где-то размещаться собираетесь? Если да, то где конкретно (гостиница, дом, квартира, иное помещение)? Или всё это время проведёте на улице, в транспорте и на вокзалах?

Если в гостинице или ином учреждении, то ставить на миграционный учёт по месту пребывания вас должна будет администрация соответствующего учреждения прямо там при поселении. И снимет вас с учёта при отъезде.

Если на квартире / частном доме, то можно на учёт не становиться - менее трёх дней после въезда в РФ.

потом 2.5 суток в поезде до Барнаула, затем 11 дней походить по горам и пожить в палатках, и в конце ещё 2.5 дня на дорогу обратно

Всё это время во всех этих местах становиться на учёт по месту пребывания вы не сможете, но и не обязаны.

и один день в Москве.

С прибытием в помещение или нет?

Требуется ли в этом случае постановка на учёт или нет?

См. выше.

Сейчас у меня есть идея оформить для друзей туристическую визу через приглашение, потом воспользоваться услугами одной из компаний в Москве, которая поставит и снимет иностранцев с учёта в Москве. Буду рад, если вы мне поможете вашим мнением.

Это необязательно - в Москве вы будете, когда ещё и трёх дней после въезда в Россию не пройдёт, и можно не становиться на учёт, если только не в гостинице/учреждении. А если в учреждении - постановку на учёт обязана делать только администрация этого же самого учреждения, и никто другой.

Сохраняйте билеты и прочие путевые документы. Если в России или на таможне при выезде возникнут вопросы о том, почему нигде не стояли на учёте, так будет легче объяснить, что ни в одно место пребывания так и не прибыли, были все эти дни в дороге, стать на учёт по закону не могли.

в оглавление

Ситуация 9

Подскажите, если не затруднит, как выйти из дурацкой ситуации. Я гражданин Литвы, у меня годовая деловая виза по приглашению московской фирмы. Даже в родной моей Казани мои родственники не могут в ЧАСТНОМ порядке поставить меня на УЧЕТ в ФМС. Один раз даже пытались оштрафовать, но в последний момент сестра практически вырвала у дундука в погонах мои документы и мне пришлось одну ночь провести (юридически) в гостинице - зато на учет встал!.

Ваше письмо - уже третье с рассказами про действия татарстанских ФМС-ников, которые упорно путают деятельность или род занятий с местом пребывания.

Именно про Татарстан мне одна написала, что там в Набережных Челнах почему-то визовых иностранцев из дальнего зарубежья отказываются ставить на учёт через почту (на основании всего лишь некой "памятки от УФМС" - скорее всего, неправомерно) и гонят в отдел ФМС. Тем постановка на учёт бесплатно, но могут быть очереди и неудобное время работы.

Кроме того, если иностранец прибыл по туристической, а не частной, визе, и остановился у родственников - татарские миграционщики пытаются ему "впаять" несоответствие цели поездки, будто бы на самом деле это частный визит к родственникам, а не туризм, и нужно было приглашение от этих родственников, чтоб посольство выдало обыкновенную частную визу. Скандалы из-за этого были.

У Вас деловая виза, и почему-то они решили, что если человек выбрал местом пребывания квартиру родственников или знакомых - значит прибыл с целью частного визита к ним. Это неправомерно - п. 2 ст. 18.8 КоАП РФ:

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

 

Т.е. не соответствовать цели въезда может только деятельность или род занятий, а не место пребывания. То, что делать, а не то, где быть.

Например, если приехал по туристической визе - и пытается устроится на работу, приехал как студент по учебной визе - но к занятиям в вузе так и не приступил, а вместо этого занялся чем-то другим (например, на барахолке торговать стал или попрошайничать).

По закону не существует "постановки на учёт в ЧАСТНОМ порядке", есть миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания.

Оригиналы Ваших документов даже необязательно было им отдавать - по закону требуются только копии паспорта и миграционной карты. А вот принимающая должна принести оригинал своего паспорта. По закону "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", статья 11, иностранец может свободно выбирать и менять место пребывания (за исключением закрытых зон и объектов).

И ни в каком законе не написано, что человек с туристической или деловой визой должен пребывать только в гостиницах. Нет, он вправе избирать любое законное место пребывания, в т.ч. и частное жилое помещение (хоть у родственников, хоть у не родственников), а принимающая сторона в каждом конкретном месте пребывания обязана ставить иностранца на мигр. учёт в срок три рабочих дня после прибытия и снимать с миграционного учёта в срок 2 раб. дня после убытия.

Доказать свою правоту здесь можно только ссылкой на этот закон, устанавливающий свободу передвижения и выбора места пребывания, а так же на статью КоАП РФ, по которой Вам пытались всучить штраф: не соответствовать цели въезда в РФ может только деятельность или род занятий, но не место пребывания или жительства! Объяснить, что Вы осуществляете такие-то дела, ради которых приехали в Россию, там-то и там-то, а квартиру родственников Вы избрали как место временного пребывания, а вовсе не имели цели приехать только к ним с частным визитом. Приглашающая сторона и принимающая сторона могут, но вовсе не обязаны совпадать. Тем более, что за время пребывания в России Вы можете сменить несколько мест пребывания, и в каждом будет своя принимающая сторона.

Если менты будут продолжать лепить штраф, тогда остаётся только следующее сказать: что ж, выписывайте постановление и квитанцию, как положено по закону, мы это будем и в суде обжаловать, и в посольство отправим копию квитанции и письмо с объяснением этой ситуации, очень сомнительной как по российским, так и по международным законам.

Теперь, когда я бываю в Казани, то по дороге плачу москвичам и они меня ставят на учет в Москве. Такой вот дурдом.

И, кстати, это не защищает. Если ФМС-ники Вас "застукают" в Казани на квартире, в то время как Вы состоите на миграционном учёте по московскому адресу - будет штраф и Вам, и тем москвичам, и уже вполне законный - Вы должны были перед отъездом вернуть корешок уведомления принимающей стороне, а та Вас снять с учёта в два дня после отбытия из Москвы. Если будут проверять на вокзале, и Вы предъявите оригинал отрывной части уведомления - то же самое, т.к. будет ясно, что из Москвы поездом в другой, достаточно далёкий, город Вы не на один день погулять вышли, а убыли с прежнего места пребывания.

Если и делать так - то нужно сделать ксерокопию с отрывной части уведомления, и в других городах при проверках предъявлять её - тогда можно сказать, что оттуда уехал, на новое место пребывания ещё не доехал, буду там - стану на учёт по новому адресу. А оригинальную отрывную часть показывать только в Москве.

Но проблема назревает другая. В августе я планирую восхождение на Эльбрус со стороны поляны Эмануэля (по пути первовосхождения), по дороге хотел бы для разминки посетить плато Лаго-Наки и сходить на Фишт. В интернете нашёл крутую Краснодарскую турфирму, созвонился, объяснил, какой у меня тип визы, рассказал о своих намерениях, попросил зарегистрировать в Краснодаре. Та пообещала посоветоваться - сегодня получил ответ на свой е-майл, что РЕГИСТРАЦИЯ меня НЕВОЗМОЖНА(!).

Это действительно так. После отбытия с прежнего места пребывания и до прибытия на новое место пребывания, Вы не будете состоять на миграционном учёте ни по какому адресу. Т.к. при отъезде со старого места Вы по закону должны быть сняты с учёта, а снова стать на учёт, Вы сможете и должны будете только после прибытия на новое место. Во время пути, сколь бы долгим он ни был, этого сделать нельзя, нет такой законной возможности.

Но, как я писал в статье "О свободе и регистрации: для иностранцев в России", Вы и не обязаны "регистрироваться на время пути" - только после прибытия на новое место пребывания.

Вся беда в том, что я собираюсь передвигаться по России на джипе с литовскими номерами и платить всем ЭТИМ мелким взяточникам на этой БОЛЬШОЙ дороге не желаю из принципа.

Тогда берите с собой распечатки выдержек из законов и постановлений (полные их тексты доступны по ссылкам из моей статьи) и с ними в руках Вы сможете объяснить всем этим мелким и не очень, что обязаны регистрироваться (вернее, становиться на миграционный учёт) только тогда, когда доедите до жилья или гостиницы, а не во время поездки или похода. Так ещё можно. Наизусть всё это сложно помнить, да и показать нужно конкретный текст закона - это ещё может их убедить.

Я, конечно, без проблем, оформил бы по дороге эту регистрацию (постановку на учет) в Москве (при этом сделав не малый крюк по карте), и спокойно бы шлялся там, где мне заблагорассудиться,

Как я уже писал, так Вы можете попасть вполне законно - если выяснится, что Вы состоите на учёте по московскому адресу, а сами уже очень далеко от Москвы. Это прямое нарушение правил миграционного учёта - уехать и не вернуть отрывную часть уведомления принимающей стороне, не сняться с миграционного учёта.

Второе - я хочу после Эльбруса пересечь Керченский пролив и пройтись (это уже ежегодная традиция!) по Арабатской стрелке, а дальше (уже без проблем!) через всю Украину и Беларусь до дома, но я боюсь швейцаров от УФМС сидящих на паромной переправе и задающих вроде бы резонные вопросы - как это иностранный гражданин, поставленный на учёт в столице, вдруг оказался в нашей Тьмутаракани.

Тут одно из двух можно сделать:

Или побыть недолго, может даже день-два, где-нибудь в гостинице или на квартире, там стать на миграционный учёт, потом сняться с него - у Вас останется ксерокопия отрывной части уведомления, можно будет сказать, что был на учёте там, но оттуда уже уехал и с учёта снялся.

Или (это сложнее) объяснять, что за всё время после въезда в РФ ни на одно место пребывания так и не прибыл, а потому не мог и не обязан был становиться на учёт.

Большое Вам спасибо за то, что нашли время и откликнулись на мой призыв о помощи. На сегодняшний день ситуация как бы разрешилась - в Кисловодске оказались более толерантные (а может просто грамотные?) чиновники ФМС и работники турфирмы Кисловодска в частном порядке (на своё жилье) смогут поставить меня на учет на то время, которое я буду проводить на склонах Эльбруса. Комментарий ФМСника был таков, цитирую - "я сейчас разговаривала с нашей миграционной, они мне ещё раз сказали: главное, чтобы человек был зарегистрирован, можно на домашний адрес, может быть у Московской фирмы в Кисловодске представительство и своя квартира в Кисловодске"

Это, безусловно, лучше, чем оставаться на миграционном учёте в Москве. Если город близко, ещё можно представить дело так, что оттуда вышел на прогулку за город, а потом возвращаешься в то же жилое помещение. Не будет оснований для тех претензий, о которых я писал в предыдущем письме.

И меньше придётся разъяснять и доказывать.

Потому что многие, в том числе и некоторые сотрудники МВД и ФМС, по какой-то инерции продолжают думать, что главное - чтоб человек был прописан / зарегистрирован / поставлен на учёт хоть где-нибудь по какому-нибудь адресу. Хотя по ныне действующим законам это не так, и для российских граждан, и для иностранных - нарушение закона не в отсутствии регистрации или учёта самих по себе, а в том, чтобы прибыть туда, где регистрироваться и становиться на учёт и можно, и нужно - но не сделать этого.

В этом случае у меня возник вопрос - а что писать в миграционной карте, в следующей графе "Сведения о приглашающей стороне (наименование юридического лица, фамилия, имя (отчество) физического лица), населенный пункт/Name of host person or company, locality:...." Дело в том, что в самой визе, выданной мне, в графе "принимающая организация" указано следующее - ООО ..., Москва.

Вы случайно не путаете миграционную карту и уведомление о прибытии иностранного гражданина на место пребывания?

Миграционная карта у Вас должна быть одна на всё время нахождения в России. Вы её получили в пункте пропуска при Вашем въезде в РФ, и должны будете сдать при выезде. "Сведения о приглашающей стороне (наименование физического или юридического лица, адрес)/ Name and address of host or company in Russia" - в неё уже внесены, другого записать нельзя.

ПРИГЛАШАЮЩАЯ сторона и ПРИНИМАЮЩАЯ сторона - это не одно и то же! Они могут, но не обязательно должны совпадать в одном лице.

Приглашающая сторона - то лицо, по приглашению от которого посольство Вам выдало визу. Для Вас, как я понял, это ООО "...". И пока эта виза действует, пока Вы пребываете в России по этой визе - приглашающая сторона и её адрес не изменятся.

А вот принимающих сторон, как и уведомлений о прибытии, может быть несколько. В Москве, например, будет местом пребывания гостиница, а принимающей стороной - администрация/хозяин этой гостиницы. Там на Вас будет оформлено одно уведомление о прибытии, с адресом гостиницы, на время пребывания в ней.

Переедете в Кисловодск на квартиру - у Вас будет другое уведомление о прибытии, в нём будет указана другая принимающая сторона - хозяин той квартиры, и адрес в Кисловодске в качестве адреса места Вашего пребывания. В этом варианте Вы уезжаете из Москвы, Вас снимают с миграционного учёта по старому месту пребывания, через какое-то время приезжаете в Кисловодск, прибываете в квартиру, Вас снова ставят на миграционный учёт - теперь по адресу квартиры в Кисловодске.

Получается так, что если я в миграционной карте пишу как указано в визе, то дундуки на дороге спрашивают меня, а какого ... я делаю в тыще километров от столицы и еду не понятно к кому и куда, в какой-то Кисловодск, когда у тебя везде написано черным по белому - Москва! Хотя в самом коде визы забиты кроме Москвы - Казань, Кисловодск, Нальчик (я предусмотрительно попросил перечислить эти города) - но у этих людей на дороге нет никаких технических возможностей расшифровать этот код. Если же я, как честный человек, напишу в миграционной карте - Кисловодск, улица Никакая, Маша Парамонова, то это будет не соответствие двух главных документов определяющих мой юридический статус на ближайшие три недели моей жизни. От таких ребусов хочется забраться повыше и уже никогда не спускаться ниже кромки ледника.

Тут просто - нужно предъявлять паспорт, миграционную карту (в которой останется наименование и адрес ПРИГЛАШАЮЩЕЙ стороны в Москве) и отрывную часть уведомления о прибытии - с адресом Вашего нового места пребывания в Кисловодске. Если будут ещё вопросы, сослаться на статью 11 федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно Вы имеете право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации, и что нет такого, чтобы по визе можно было быть только в Москве или только нескольких городах, или только по адресу приглашающей стороны.

Многие менты, видя что иностранец из Прибалтики - наверняка с деньгами и плохим знанием российских миграционных законов - будут выдумывать любые поводы для претензий. И убедить их, не давая взяток - часто можно только с распечаткой законов в руках, только спокойно и не повышая голоса объясняя, что да, я вас и ваши вопросы хорошо понимаю, но по действующему федеральному закону пока что так-то и так-то, и я не нарушал правил миграционного учёта.

Вы интересовались в своей статье об отношении белорусских пограничников к регистрации в России - скажу - их она не волнует, больше того, например, имея многократную, не транзитную, белорусскую визу, можешь находиться в Беларуси до месяца, не становясь на учет - вот Вам и тоталитарный режим!

Хочу пополнить Вашу коллекцию свежим примером ментовского беспредела. Поведала директор местного, кисловодского, турагентства.

На той неделе из Кисловодска прямым (чартерным) рейсом в Ригу вылетали граждане Латвии. В Кисловодске они были поставлены на учёт в местной гостинице, но перед отъездом уведомления о постановке на учёт в ФМС администрация гостиницы то ли изъяла, то ли вообще на руки не выдала, ну а в миграционные карточки поставила штампы гостиницы (есть такая практика у гостиниц - заверяют прямо в миграционной карточке то, что клиент действительно проживает в гостинице).

Люди опаздывают на самолет, регистрация заканчивается и тут... Короче их развели на бабки. Сколько заплатили - не знаю, они звонили уже из Риги в Кисловодск, жаловались этой самой туроператорше, но сумму не назвали, но не это главное.

Всё это произошло как раз в те дни, когда по тем места гуляло ваше самое высокое начальство, собирало тусовки местного начальствующего состава и, в своей обычной, хамской, манере претендующей на шутливость, предлагало (транслировалось чуть ли не в прямом эфире!) вешать взяточников. Может быть это выход? Только куда?

Это откровенно противоправная практика. Гостиница не имеет права делать записи и ставить штампы в миграционной карте - это могут делать только госорганы. См. постановление о миграционной карте.

Именно гостиница их конкретно подставила.

Как бы гостиница не осуществляла постановку на миграционный учёт, на время пребывания в ней она должна выдать иностранцам отрывные части бланков уведомлений о прибытии - именно туда гостиница и должна ставить свой штамп - отметку принимающей стороны, а никак не в миграционную карту.

Перед отъездом эти документы гостиница должна изъять, чтобы потом отослать в ФМС для снятия с учёта. Перед этим с них желательно (хотя по закону не обязательно) сделать копии, которые останутся у иностранцев.

в оглавление

Ситуация 10.

Моя старшая дочь, 1984 г.р. является гражданкой Таджикистана, но с марта 2006 года проживает на территории РФ, Ленинградскую область. Въехав в марте 2006 г. в РФ, она не встала ни на учет, ни зарегистрировалась на территории РФ, как требует того закон.

И, кроме того, превысила срок 90 дней - срок пребывания в России для безвизовых.

Или она каким-то образом сумела продлить этот срок - например, получала разрешение на работу, или подавала документы на получение разрешения на временное проживание, другие ходатайства, или как ещё?

Если нет, если всё, что у неё было - это паспорт Таджикистана и российская миграционная карта, в которой отмечена только дата въезда в марте 2006 года - и больше никаких отметок о продлении срока временного пребывания, значит, с мая-июня 2006 года и до 2010 года она находилась в РФ вообще нелегально. Повезло, что столько времени продержалась в России, что тут ещё сказать... Или гражданскому мужу удавалось с кем нужно "договариваться".

Читать далее…

в оглавление

Следующие ситуации

Сайт Александра Румега  » Статьи  » О свободе и регистрации: для иностранцев в России » Письма и практика (часть I)